Волшебные грани прекрасного далека. Часть 3

Раньше подобные плафоны мне доводилось видеть разве что в Екатерининском дворце в Царском Селе. Наклеивали холст смесью столярного и осетрового клеев. Нам пришлось повторить старинную рецептуру; мы сами варили клей, правда добавляли в него антисептики, чтобы обезопасить холст от плесени и прочих микроорганизмов». Девятнадцатый век, надо сказать, не скупился на различные декоративные техники и всевозможные имитации.

Особенно под конец. Свидетельства виртуозности мастеров 70–90-х годов XIX века в той или иной степени и сегодня сохранились в иных петербургских интерьерах.

Вспоминая то, с чем довелось сталкиваться в работе над интерьерами, Жанна, в частности, упомянула популярную тогда роспись по штукатурке, которая имитировала дерево, мрамор или камень. Не менее актуальной в то время была и роспись по гипсу. Так, в последней трети века в особняках с высокими потолками часто прибегали к облицовке стен метра на три с половиной в высоту дубовыми резными панелями, выше использовали гипс, расписанный под то же дерево или, скажем, камень.

Подобный прием позволял существенно сократить затраты владельца на декорирование интерьера. Кроме того, в моде оставалось золочение по гипсу. Такие фрагменты специалистам нередко приходится сегодня реставрировать.

Видимо, парадному Петербургу и в конце XIX века было трудно расстаться с барочными отголосками. Традиционным видом интерьерного искусства были витражи, выполненные по эскизам художников-академистов.

Как ни странно, но такой хрупкий вид отделки, как стекло, пусть даже и в свинцовой оплетке, до сих пор чудом уцелел в некоторых старинных квартирах. Так что сегодняшние реставраторы хотя и редко, но все же имеют шанс принять участие в воссоздании того или иного шедевра — когда по оставшимся фрагментам, но чаще, к сожалению, по архивным документам и описаниям.

Живопись на холсте в качестве потолочного плафона, фрагменты масляной живописи в виде вставок в дубовые камины, орнаментальная роспись с золочением, нередкая в состоятельных домах XIX века в откосах окон, дверных порталах, в оформлении каминов, — все это и сегодня можно увидеть в бывших особняках знати.

Волшебные грани прекрасного далека. Часть 3

Комментариев нет

Комментариев пока нет.

Извините, обсжудение закрыто.